Казахстанские парламентарии рассматривают новый законопроект, который предусматривает переход с четырёхэтапной системы защиты прав потребителей на двухэтапную.
Совершенствование системы защиты прав потребителей обсудили на пресс-конференции в РСК. Руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Даулен Кабдушев отметил, что нововведения, которые рассматривают депутаты, исходят из запросов общества.
— Действующая система защиты прав потребителей не всегда удовлетворяет людей, потому что для отстаивания своих интересов приходится проходить через бюрократические проволочки, — заявил спикер. — Сегодня потребитель должен сначала обратиться к предпринимателю для мирного урегулирования вопроса. В противном случае он обязан обратиться к медиатору, а после — в государственные органы. Только после этого у него есть право подать в суд. Новый законопроект сохранит право потребителя урегулировать вопрос напрямую с предпринимателем, а после обратиться по своему усмотрению — сразу в суд, к медиатору или в госорганы. Это и есть переход с четырёхэтапной системы защиты прав потребителей на двухэтапную.
Юристы, работающие в сфере защиты прав потребителей, поддерживают новую редакцию отраслевого закона. По их мнению, сегодня клиент чаще выражает готовность защищать свои интересы. Однако те самые проволочки человека пугают.
— Уже на уровне консультации потребитель, права которого были явно нарушены, понимает, что ему придется пройти обязательный и длительный досудебный порядок урегулирования спора, — говорит медиатор-юрист Алимбек Агибаев. — Тогда многие отказываются от этой затеи. Мы надеемся, что закон в новой редакции будет принят. Это однозначно скажется позитивно — все больше людей будут отстаивать свои потребительские права.
Обновленный закон также предусматривает введение гражданско-правовой ответственности продавца в виде штрафа. Как оказалось, чаще всего у предпринимателя нет мотивации решать спорный вопрос с потребителем на первом этапе. Теперь же, если законопроект примут, сумма штрафа для продавца будет зависеть от суммы удовлетворенного в суде иска, который подает клиент.