В Казахстане запустили публичный концепт «Сапалы өнім», который предусматривает общественный контроль для обеспечения продовольственной безопасности.
В прошлом году министерство торговли и интеграции инициировало соцопрос, чтобы узнать потребительское настроение казахстанцев. 31% из 10 тысяч опрошенных отметили, что столкнулись с несоблюдением сроков годности и норм хранения продуктов питания. При этом 24% респондентов были недовольны качеством приобретаемых товаров.
— Хотелось бы сказать, что эффективность защиты прав потребителей зависит не только от деятельности государственных органов, но и неправительственных институтов и самих потребителей, — заявил глава департамента торговли и защиты прав потребителей Даулен Кабдушев. — В Казахстане все еще действует мораторий на проверку предпринимателей. Мы не имеем право проверять бизнесменов без оснований, которыми могут быть обращения потребителей.
Чтобы привлечь население к защите рынка от некачественных товаров и недобросовестных продавцов, в Казахстане запустили проект «Сапалы өнім». Основное его направление – выявление несоблюдения нормативов или действий, нарушающих права потребителей. Общественные объединения и сами потребители имеют право инициировать экспертизу некачественного товара и подавать в суд на недобросовестных продавцов. Если же необходима проверка со стороны государственных органов, то нужно официальное обращение с подтверждениями — фискальным чеком, возможно, фотографиями или видеозаписями.